Экономика, 11 класс
Тема урока. «Деньги и денежная масса"
- Термины и понятия: бартер, товарные деньги, символические деньги, функции денег, средства обмена, меры стоимости, средство платежа, средство сбережения, актив, денежная масса, ликвидность
Теоретический материал .
Существует два способа получения нужных человеку благ. Первый способ – сделать самому, если человеку на это хватит времени и умений. Второй способ – это обмен товарами.
Прямой обмен товарами называется бартер. Бартер неудобен из-за необходимости промежуточных обменных операций, что требует сил и времени. Постепенно выделились товары, опосредующие собой сделки. У разных народов такими товарами были: рис, ракушки, меха, соль, табак и др. Постепенно роль денег закрепилась за золотом и серебром, которые имели преимущества: редкость, износостойкость, делимость, портативность и однородность. Из них же делали монеты. Это товарные деньги – особые товары, выполняющие функции денег. Ценность товарных денег как денег и ценность как товаров одинакова.
В XX веке мир перешел к бумажному типу денежного обращения.
Бумажные деньги и разменные монеты – это символические деньги. Их ценность как товаров ниже ценности как денег. Символические деньги делятся на декретные (узаконенные государством в качестве платёжного средства) и кредитные (долговые обязательства частных экономических агентов): например, вексель, чек.
Сущность денег проявляется через функции, которые они выполняют в экономике:
- в качестве средства обмена (обращения) выступают посредником в совершении сделок;
- в качестве меры стоимости (единицы счёта) служат измерителем ценности благ;
- средство платежа проявляется при уплате налогов, долгов, штрафов, получении трансфертов;
- как средство сбережения используются людьми для переноса покупательной способности из настоящего в будущее.
Актив – то, что обладает ценностью. Активы делятся на реальные (оборудование, мебель, техника) и финансовые (деньги и ценные бумаги).
Количество денег в обращении в стране называется денежной массой, которая включает в себя активы разной ликвидности.
По степени ликвидности выделяют денежные агрегаты, при этом каждый следующий агрегат включает в себя предыдущий:
- М0 = наличные деньги;
- М1 = М0 + средства на текущих счетах + чеки;
- М2 = М1 + мелкие срочные вклады + сберегательные вклады;
- М3 = М2 + крупные срочные вклады;
- L = М3 + краткосрочные государственные облигации.
Ликвидность денежных агрегатов увеличивается от L до М0, а доходность – от М0 до L. Наличные деньги абсолютно ликвидны, но их доходность нулевая.
Примеры и разбор решения примеров тренировочного модуля
- В Исландии в XV веке за подкову отдавали 1 сушеную рыбину; за пару женских башмаков – 3 рыбины; за бочонок вина – 100 рыбин, а за бочонок сливочного масла – 120 рыбин. Сколько рыбин отдавали за железный топор, если он стоил как четыре подковы, три пары женских башмаков и четверть бочонка сливочного масла вместе взятых?
- Установите соответствие между регионом проживания народа и товаром, выполняющим роль денег у этого народа:
Таблица 1 – Задание 2
Шкурки пушных зверей | А. Южная Америка |
Сушеная рыба | В. Полинезия |
Ракушки каури | С. Сибирь |
Какао-бобы | D. Исландия |
3.Выписать и выучить значение терминов.
Комментарии
Отправить комментарий